Импорт иномарок в Россию сократился практически в два раза
Иномарки, собранные в нашей стране, уже давно теснят своих заграничных коллег, а нестабильность на валютных рынках окончательно выбила у последних почву из-под ног. Спасти положение мог бы рост рубля, но поскольку очевидных предпосылок к этому нет, складывается экономическая ситуация, при которой продавать машины зарубежной сборки можно только себе в убыток.
С осени 2012 года на рынке новых автомобилей наблюдается устойчивое падение импорта, связанное с уменьшением спроса, который, в свою очередь, подогревался появлением сборочных производств массовых моделей авто на территории нашей страны. События на валютном рынке конца 2014 года сильно ударили по импортерам автомобилей, практически перекрыв поставки. Все первое полугодие мы наблюдали исторический минимум ввоза новых автомобилей зарубежной сборки. Даже в кризисный 2009 год машин ввозилось больше. И это, несмотря на то что все склады автодилеров были опустошены после панических настроений декабря 2014 года. Изменение курса валют привело к тому, что автоконцерны сократили выводимый на наш рынок модельный ряд и новинки.
Несмотря на такую ситуацию, Toyota за первые три месяца этого года лидирует и удерживает планку в 25% от всех ввезенных в нашу страну автомобилей. Более половины продаваемых новых автомобилей этой марки зарубежной сборки. Может быть, это связано с тем, что в России Toyota собирает только Camry и Land Cruiser Prado. В планах у японцев начать сборку RAV4, которая пользуется большой популярностью среди наших автолюбителей. Успех в Toyota объясняют тем, что сделали ставку на модели, находящиеся на стыке премиум и массового сегмента рынка. Из статистики за многие годы ясно, что только премиальный сегмент чувствует во время кризисов себя спокойнее.
Другой японский производитель Nissan сократил ввоз новых автомобилей на 81%. Покинув 2-е место по величине ввоза и скатившись на 8-е. В Nissan ставку делают на российскую сборку автомобилей, следуя стратегической перспективе, по которой 90% машин, реализуемых в России, должны и производиться на территории нашей страны. До декабря текущего года должна быть запущена линия по сборке Qashqai, который представляет 65% всего импорта этого концерна.
Давний курс правительства РФ на локализацию автомобильного производства в регионах РФ, а также колебания рубля вынуждают автопроизводителей вкладываться в производство на нашей территории.
Из безусловных чемпионов нашего рынка только Hyundai продолжает делать ставки на импорт и продолжает удерживать 3-е место по ввозу автомобилей. А Ford и Renault практически не ввозят новые автомобили, сузили линейку до моделей, которые производятся в России. Volkswagen тоже практически не ввозит автомобили (-92%) и делает ставку на модели российской сборки Tiguan, Jetta и Polo.
Передовиками продаж в этом году стали собранные на нашей территории Mazda 6 и CX-5 у Mazda и Outlander и Pajero Sport у Mitsubishi. Тенденции те же. В нашей стране, собираются модели, которые составляют 80% продаж. Peugeot и Citroen идут по этому же самому пути. Производят в России те модели, которые обеспечат прочные позиции на рынке.
Японские производители (Subaru, Suzuki и Honda), не имеющие своего производства в России, тоже претерпевают не лучшие времена. Падение составляет 70-80%. Но отчаяние не охватило их полностью. Начиная с весны, эти крупные игроки стали заполнять пробелы на своих складах.
Но к осени настроения стали меняться. Например, в Honda решили не ввозить автомобили с 2016 года. Компания организует свой бизнес в России таким образом, чтобы осуществлять сервис ранее проданных автомобилей, ввозить запчасти, а импортировать только мотоциклы и силовую технику. В 2016 году, возможно, будет организована продажа автомобилей по предварительным заказам.
Несмотря на прекращение поставок автомобилей, Daewoo сумела распродать практически все остатки.
Китайские производители автомобилей наращивают поставки. Повлияла низкая прошлогодняя база. В то же время некоторые отказываются от импорта и развивают производство.
На всей турбулентности последнего времени удалось заработать только производителям премиум-авто. Mercedes стал третьим по импорту. В этом сегменте импорт – единственная возможность получить автомобиль вообще. Клиенты покупают несмотря ни на что. Ведь неизвестно, что случится завтра.
Единственная марка, у которой по сравнению с прошлым годом выросли объемы импорта почти на 35% — Lexus.
На текущий момент остановили продажи автомобилей зарубежной сборки в России Dodge, Seat, Opel, Chevrolet. К ним может присоединиться южнокорейский SsangYong.
Общий вывод: импорт в настоящее время убыточен. Все его сокращают и организовывают производство на востребованные модели в России.