Реклама на нашем сайте
Реклама на нашем сайте
Реклама на нашем сайте
Реклама на нашем сайте
Мой Мир Toyota » Новости » Этнопсихологический портрет японцев


Этнопсихологический портрет японцев

Этнопсихологический портрет японцев

Добрый день, уважаемые читатели нашего автомобильного блога. Сегодня хотелось бы немножко отойти от автомобильной тематики, потому как первые дни весны и хочется немного затронуть Японию и самих японцев, немного с другой стороны. Ну что же, начнем …

Основная проблема человека, далёкого от профессионального японоведения, но стремящегося познать Японию, заключается в хаотичном, поверхностном сборе информации о данной стране из ненадёжных источников и формировании собственного представления на её основе. Именно благодаря данной тенденции публицистические издания, посвящённые путешествиям, в подавляющем большинстве статей о Японии подводят читателя к мысли: единственный минус Страны восходящего солнца — её полное соответствие стереотипам. Посетив Японию единожды и пробыв там от одной до нескольких недель, многие склонны полагать, что получили более, чем достаточно, сведений о стране и её народе, постигли всё удивительное и отличающееся от собственного мировосприятия.

По-настоящему узнать Японию не реально

По-настоящему узнать Японию нереально

В свою очередь, японисты утверждают: по-настоящему узнать Японию, испытывая не искреннее желание к её изучению, но краткосрочный праздный интерес, нереально. Особенности японской культуры и быта необъятно широки, и даже востоковеду охватить их не представляется возможным. Следовательно, невозможно и сделать вывод о соответствии или несоответствии Японии хотя бы одному широко известному стереотипу.

Что касается данной статьи, её целью является рассмотрение основных черт, составляющих национальный характер японцев, а также их обычаев. Не столько для того, чтобы изложить принципиально новые факты, сколько для того, чтобы наметить траекторию дальнейшего изучения этой страны — обозначить те вещи, не имея в виду которых, продвигаться дальше было бы сложно.

Национальный характер японцев

Национальный характер японцев

Итак, говоря о национальном характере, вначале необходимо упомянуть коллективизм. Укоренение коллективизма в ущерб индивидуализму в японском обществе произошло благодаря нескольким факторам, основным из которых можно обозначить необходимость проживания больших групп людей на ограниченной территории. Рельеф Японии приблизительно на 75% представлен горами: нехватка земель, пригодных для жизни в целом и ведения хозяйства в частности, наличествовала на протяжении многих веков. В связи с этим японцы были вынуждены тесно соседствовать друг с другом, из-за чего и отточили до совершенства навык работы в группе (стоит заметить, что распространение заливного рисоводства, требующего от крестьян возведения сложных ирригационных сооружений и чётко отлаженного процесса совместного возделывания поля, также сыграло здесь не последнюю роль) и приобрели умение сглаживать назревающие конфликты путём совместного разрешения проблем. В умах японцев чётко утвердились понятия «амаэ» — зависимость от людей и стремление жить в гармонии с ними, и «гири» — долг. Каждое из них накладывает на человека обязанности, не позволяющие тому жить вне общества.

Пребывание в группе - неотъемлемая часть жизни каждого японца

Пребывание в группе — неотъемлемая часть жизни каждого японца

Пребывание в группе — неотъемлемая часть жизни каждого японца. Японская система воспитания подразумевает наличие относительной свободы действий и проявлений индивидуальности вопреки устоявшимся общественным правилам у ребёнка только до 5 лет. Далее на него накладывается целый ряд ограничений и обязанностей, направленных, в первую очередь, на групповую деятельность в перспективе. Начиная с младших классов школы, ребёнок постоянно находится в коллективе, деятельность которого затрагивает его непосредственно. Поэтому японцы, будучи уже взрослыми самостоятельными людьми и обладая разными социальными статусами, всё равно стараются позиционировать себя, как единая группа: в Японии выставление своего достатка напоказ не принято, и наличие у человека имущества «не по средствам», как правило, подвергается осуждению со стороны окружающих. Деньги как средство поощрения же порой не играют для японцев первостепенной роли: для них очень значимы нематериальные стимулы, такие как одобрение со стороны группы.

Несмотря на то, что в условиях коллективизма ущемляются личные качества японцев, они высоко ценят то, что ощущают себя защищёнными в группе. В японской среде всегда присутствует взаимовыручка, что особенно чётко прослеживается на примере взаимодействия сотрудников крупных и средних компаний друг с другом. В отличие от многих стран Запада, в том числе и России, в Японии развита система наставничества («сэмпай-ко:хай»). Новому сотруднику его коллеги-«старожилы» в подробностях разъяснят его обязанности (наличие чёткой инструкции и отказ от креативности в выполнении поставленных задач — также яркая особенность схемы, по которой строится работа большинства японцев) и расскажут о внутреннем устройстве компании, дабы облегчить ему начальный период работы в новом коллективе. В дальнейшем сэмпай продолжают опекать ко:хай, будучи готовыми оказать поддержу в трудной ситуации. Точно так же главы компаний стараются заботиться о всех своих служащих. К примеру, у руководителя промышленной фирмы в графике, как правило, присутствуют регулярные посещения своих предприятий и непосредственное общение с рабочими с целью выяснения текущих проблем на производстве. Рядовые работники, в свою очередь, в качестве демонстрации лояльности к рабочей группе, часто остаются на переработку и отказываются от отпусков — в определённый момент жителей Японии даже законодательно обязали выходить в отпуск хотя бы на несколько дней в год.

Как мы можем видеть, система патернализма («оя-ко») в японских компаниях, заложившая в свою основу идеи конфуцианства, подразумевает наличие обязанностей как у кобун — партикулярных служащих, так и у оябун — высокопоставленных лиц. Система укрепляет трудовые отношения в коллективе, что создаёт комфортную атмосферу для работников даже в случае тяжёлых условий труда и повышает эффективность работы. Необходимость строгого соблюдения субординации в условиях патернализма способствует развитию у японцев скромности, преданности авторитету руководителя, а также чувства долга, обуславливающего способность беспрекословно выполнять указания.

Японцы - самая трудолюбивая нация.

Японцы — самая трудолюбивая нация.

Здесь же следует коснуться ещё одной черты национального характера японцев — трудолюбия. Как уже можно было убедиться на примере отказа подавляющего большинства работников даже от кратковременного отдыха, японское трудолюбие поражает своей массовостью. Ко всему прочему, японцы способны годами выполнять точную монотонную работу, что, вкупе с построением отношений в социуме на доверии и повышенному вниманию к поступкам как своим, так и чужим, приводит к росту и последующему удержанию качества продукции на внутреннем рынке страны на небывало высоком уровне.

Из вышеупомянутого можно сделать вывод, что японцы — дисциплинированный народ, привыкший чётко следовать формальностям. Последнее обусловлено также крайним консерватизмом японской нации. В частности, в бизнесе это выражается в том, что японцы стараются максимально сохранить свои традиционные устои при ведении дел в других странах, поэтому зачастую перепоручают рабочий процесс компаниям-посредникам. Официальными представителями японских компаний за рубежом всегда являются японцы (за исключением «Тойота» в США, в связи с увольнением японского представителя из-за секс-скандала). Как правило, они «пребывают в тени» и принимают ключевые решения, советуясь исключительно с центральным японским руководством. В филиал компании набирают персонал, не владеющий японским языком и не имеющий отношения к Японии — в целях «корпоративной безопасности».

Официальными представителями японских компаний за рубежом всегда являются японцы

Официальными представителями японских компаний за рубежом всегда являются японцы

Однако, традиционализм отражается не только на работе, но и на всей жизни японцев в целом. Подробнее это можно рассмотреть на многочисленных примерах обычаев и традиционных концепций, устоявшихся в Японии на данный момент.

Начиная разговор о традициях, пожалуй, требуется коротко рассказать о религиозных особенностях, характерных для Японии. Более 90% японцев относят себя к синтоистам и/или буддистам. Дело в том, что после прихода в Японию в V в. н.э., буддизм тесно переплёлся с исконной религией японцев — синто:. Современные японцы отправляют обряды как синтоистского, так и буддийского культа, не стремясь разграничивать две религии в своём сознании. Однако, обряды, связанные с радостными событиями в жизни японца — свадьбой, рождением ребёнка, и т.д. — являются прерогативой синтоизма, в то время как по буддийскому обряду обычно проводятся похороны. Обусловлен данный феномен ещё и тем, что японцы в целом не очень религиозны и совершают обряды, скорее, в силу привычки.

Религиозная жизнь японца в настоящее время чаще всего подчиняется концепции, некогда сформулированной на Западе: «born Shintoist — marry Christian — die Buddhist» (здесь следует сделать ремарку, что христианский свадебный обряд крайне популярен в Японии ввиду своей эстетичности, и зачастую, при наличии средств, свадьбу проводят по обрядам всех трёх религий). С религией и народными верованиями связано множество японских празднеств, основные из которых будут перечислены далее.

В отличие от русской традиции, японский Новый год фактически празднуется в его канун: до 00:00 1 января.

В отличие от русской традиции, японский Новый год фактически празднуется в его канун: до 00:00 1 января.

В отличие от русской традиции, японский Новый год фактически празднуется в его канун: до 00:00 1 января. После полуночи японцы отправляются в храмы, где сжигают купленные в начале прошлого года фигурки дарума, по преданию исполняющие желания. Также во время празднования служители храмов бьют в колокол 108 раз — считается, что данный ритуал способен очистить человека от пороков.

Значительное внимание японцы уделяют и определённым вехам жизненного цикла. Так, вторым важным моментом в жизни ребёнка после, собственно, рождения является достижение мальчиками возраста 3 и 5, а девочками — 3 и 7 лет. Данному событию посвящён Ситигосан — праздник, возникший в эпоху Хэйан благодаря обычаю праздновать «счастливые», с точки зрения японской нумерологии, годы жизни детей (также, в связи с высокой детской смертностью считалось, что каждый прожитый ребёнком год увеличивает его шансы на дальнейшую жизнь в мире людей). Отмечается Ситигосан приблизительно 15 ноября: традиционно одетые дети вместе со своими родителями посещают храмы синто:. Также существуют ещё 2 праздника, посвящённые детям — Хина-мацури — день девочек, празднуемый 3 марта и знаменитый, в первую очередь, традицией демонстрировать алтари с национальными куклами, и День детей, ранее известный, как день мальчиков, отмечаемый 5 мая и ассоциирующийся с вывешиванием на домах воздушных змеев в форме карпов — кои-нобори — символизирующих стойкость и мужество.

День совершеннолетия в Японии

День совершеннолетия в Японии

Следующим крупным событием в жизни японца является достижение совершеннолетия. Праздник Сэйдзин-но-хи, посвящённый ему, отмечается ежегодно 15 января всеми молодыми людьми, которым в предыдущем году исполнилось 20 лет.

Пышные празднества и большие расходы связаны и со свадьбой, которая, как уже было отмечено, обычно проводится в соответствии сразу с несколькими религиозными традициями. Как правило, японцы вступают брак достаточно поздно — около 30 лет, что, в свою очередь, отодвигает возраст первого материнства приблизительно к той же цифре и является одной из непосредственных причин быстрого старения японской нации.

Далее в жизни японца, с точки зрения наличия важных рубежей, наступает значительный «перерыв», длящийся вплоть до достижения им пенсионного возраста (65 лет). Пенсионерам посвящён Кэйро:-но-хи — День почитания престарелых, ежегодно празднующийся 15 сентября. В настоящий момент мнение стариков в семье, хотя оно и было главенствующим ранее, всё больше теряет свою значимость. Однако, несмотря на это, японцы уважают старших и считают своим долгом оказывать им посильную помощь.

Наконец, последнее важное событие в жизненном цикле японца — его смерть. По проведении буддийских похоронных обрядов тело умершего кремируют, после чего прах возвращается семье для захоронения. Культ предков, восходящий из глубокой древности, имеет для японцев колоссальное значение, поэтому крупные поминальные службы проводятся 4 раза в год — на Новый год, в Хиган — дни весеннего и осеннего равноденствия (соответственно 21 марта и 21 сентября), а также во время летнего праздника О-бон. Японцы относятся к смерти отнюдь не так, как европейцы: считается, что усопший родственник не покидает дом, а остаётся в семье, просто переходя на более высокий уровень, становясь хранителем живых, требующим почтения, а не скорби по себе.

Благодаря календарю японских праздников можно определить и другие, не связанные с религией вещи, важные для ординарного японца. Изучая календарь далее, мы замечаем, что японцы испытывают большое уважение по отношению к природе: ей посвящены целых 2 государственных праздника — День зелени и День моря (29 апреля и 20 июля). Любовь к природе у японцев культивировалась с незапамятных времен. Очевидно, это связано с тем, что синто: является религией, основанной на анимистических верованиях: по мнению синтоистов, каждый природный объект может стать вместилищем духа. Данное утверждение, несомненно, подразумевает трепетное отношение к окружающей среде. Стоит также отметить, что умение восхищаться красотой окружающего мира является очередной чертой, свойственной японскому национальному характеру. Всем известна японская традиция созерцания природных явлений, будь то любование цветами — ханами, или луной — цукими…

 Токио в День рождения правящего императора Акихито

Токио в День рождения правящего императора Акихито

Также японцы почитают свою страну и её законы: государственными праздниками считаются день рождения нынешнего императора — Акихито (23 декабря), День основания государства и День конституции (11 февраля и 3 мая соответственно). Следует отметить, что Япония — страна, состоящая практически полностью из законопослушных граждан и имеющая один из самых низких уровней преступности в мире (например, до последнего времени воровство в Японии практически отсутствовало, как явление, и стало развиваться в основном из-за притока в страну мигрантов). О любых замеченных правонарушениях японцы сообщают в полицию, даже если нарушителем является их старый знакомый. Здесь жители Японии руководствуются принципами гири, полагая, что в подобных ситуациях пристрастность не может быть уместна. Представители же криминального мира и полицейские соблюдают «социальный договор»: первые не причиняют вреда обычным гражданам, а вторые не вмешиваются в дела первых.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ

Большое внимание уделяется в современной Японии и физическому воспитанию. 10 октября, в День спорта, по всей стране проводится масса спортивных мероприятий, особенно — в школах и университетах. При учебных заведениях открыто множество спортивных секций, основной целью создания которых является укрепление здоровья будущих поколений. Японцы любят не только заниматься спортом самостоятельно, но и наблюдать за профессиональными состязаниями: наиболее популярными видами спорта в Стране восходящего солнца являются гольф, сумо и бейсбол.

Бережно хранят японцы и свою культуру, вспоминая о своём богатом наследии не только лишь в День культуры (3 ноября), пускай ежегодно к этому дню в Японии приурочен выпуск около 5 тысяч правительственных наград за достижения в данной области. Традиционализм позволил просуществовать до наших дней древнейшим умениям — изготовлению мечей, каллиграфии, созданию цветочных композиций икэбана и т.д. Несмотря на то, что творчество стало преобладать над копированием в японском искусстве лишь недавно, японцы издревле восхищаются не только предметами материальной национальной культуры, но и произведениями интеллектуального труда. Не погибает и японский фольклор: любимые взрослыми и детьми легенды о мистических существах — оборотнях кицунэ и тануки, русалках, духах морской и речной воды, леса — передаются из поколения в поколение.

Сейчас японская молодёжь стремится быть похожей на молодёжь других развитых стран

Сейчас японская молодёжь стремится быть похожей на молодёжь других развитых стран

Тем не менее, в эпоху глобализации даже в японское общество, представители которого привыкли строго придерживаться принципа «свой-чужой» («ути-сото»), проникает всё больше новых веяний. Множество тенденций последних 50-70 лет в жизнь социума Японии привнёс Запад. Сейчас японская молодёжь стремится быть похожей на молодёжь других развитых стран, и всё чаще традиционализм воспринимается молодыми людьми, как нечто враждебное, мешающее им быть самими собой. Это обстоятельство повлекло за собой возникновение в Японии великого множества субкультур, начиная с ответвлений общемировых (панки, готы и пр.) и заканчивая уникальными японскими движениями, такими, как fruits, гяру, отаку, j-rock (наиболее известный представителями направления visual kei). Возможно, со временем, исходящий от живых и раскрепощённых представителей молодёжных движений дух бунтарства охватит большую часть населения Японских островов, и коллективистский строй будет сломлен, но оснований полагать, что это случится в ближайшие десятилетия, нет.

Как уже говорилось в начале, показать всю глубину, скрытую в японском жизненном укладе, невозможно, написав даже книгу в несколько томов. Однако изложенное на нескольких страницах выше могло бы послужить кратким прологом к долгому изучению этой удивительной восточной страны.

Всего Вам наилучшего. Очень надеемся, что этот материал был для Вас полезен. За лайки огромное спасибо:))


Оцените пожалуйста статью

Этнопсихологический портрет японцев
Оценка 4 | Голосов 12

Хотите быть всегда в курсе последних новостей любимом автомобиле TOYOTA и LEXUS, тогда подпишитесь на нашу страницу Facebook

Яндекс.Метрика